От радиоперехвата до разведывательных спутников

Цель нашей компании — разработка и производство качественного оборудования для обеспечения безопасности жизни и информации.

15 января 2016

Эволюция французской концепции радиоэлектронной борьбы

Руслан Пухов

Об авторе: Руслан Николаевич Пухов – директор Центра анализа стратегий и технологий.

франция, вооружение, марна, рэб, шлиффен, мажино, варшавский договор, рлс, нато, пво

Dupuy-de-Lome – первый в истории французского флота корабль, спроектированный и построенный специально для ведения радиоэлектронной разведки. Фото Жана Мишеля Роше

История противоборства в радиодиапазоне насчитывает уже больше века. Практически все сколь-либо значимые военные державы накопили к настоящему времени значительный собственный опыт развития тактики и техники, а также практического применения сначала радиоразведки, а затем радио- и радиоэлектронного подавления. В этой эволюции развития радиоэлектронной борьбы (РЭБ) разных стран много общего, но есть и национальные особенности, позволяющие говорить о существовании национальных школ РЭБ. Одной из них стоит признать французскую.

Дебют

К моменту изобретения радио Франция была в числе крупнейших военных держав мира и лидеров военно-технического развития, поэтому уже в начале XX века радиосвязь была поставлена на службу французской армии. Накануне Первой мировой войны во Франции были сформированы первые подразделения, перед которыми были поставлены задачи радиоразведки и радиоперехвата. Боевым дебютом и одновременно самым большим и важным успехом в истории французской службы радиоперехвата стала ее работа в сентябре 1914 года, во время битвы на Марне. Вовремя перехваченные и расшифрованные французской военной криптографической службой (Комиссией по военным шифрам) радиосообщения германской имперской армии позволили Генеральному штабу генерала Жоффра выявить намерения, направление удара германских войск, а также дали информацию о трудностях, с которыми столкнулись немецкие войска в ходе своего наступления. 

Полученные разведкой сведения позволили французам нанести контрудар и вынудить немцев начать отход. Так был спасен Париж и сорван план Шлиффена, предусматривавший быстрый разгром Франции в ходе молниеносного наступления за счет упреждающей мобилизации. Конфликт перерос в затяжную позиционную войну, в которой получившие передышку союзники смогли переломить ход событий и в конце концов одержать победу.

Второй важнейший успех к французской службе радиоперехвата пришел в самом конце войны. В ходе так называемого Весеннего наступления (21 марта – 18 июля 1918 года), на которое немцы сделали свою последнюю ставку в Первой мировой, служба перехватила и расшифровала сообщение, в котором было указано направление (участок фронта между Мондидье и Компьеном), где немецкие войска собирались нанести удар. Благодаря полученным данным командование приняло необходимые контрмеры для отражения наступления, в результате которых через несколько недель немецкие войска были вынуждены отступать, а спустя еще несколько месяцев – капитулировать.

Войны за колонии

Победная эйфория, охватившая французское общество и вооруженные силы, оказала большое негативное влияние на развитие службы радиоразведки в межвоенный период. Уверенность в непоколебимости Линии Мажино как главном инструменте обеспечения национальной безопасности привела к тому, что одна из самых мощных и хорошо оснащенных в 1918 году служб радиоразведки ощутимо деградировала к 1940 году и практически не сыграла сколько-нибудь важной роли во Второй мировой войне.

Следующей после Первой мировой войны важной вехой в развитии французской службы радиоразведки стоит считать войну в Индокитае. После Второй мировой войны между Францией и вьетнамским движением за независимость Хошимина, которому во время оккупации полуострова с 1940-го по 1945 год покровительствовали японцы, а позднее Чан Кайши, разгорелся конфликт. Радиоперехват  источников противника снабжал командование французского экспедиционного корпуса и верховный комиссариат важной информацией.

В 1948 году в Сайгон и Ханой прибыла отдельная рота радиоперехвата и радиопеленгации (CAER), развернув там узел радиоперехвата и сеть из восьми полустационарных пеленгаторов, распределенных по полуострову, которую усилили двумя подразделениями мобильных пеленгаторов.

Рота стала частью развернутой группировки радиоэлектронного контроля на Дальнем Востоке (DR GCR EO). Поддержку в области криптографии и дешифровки подразделению оказывала техническая служба разведки (STR). STR и GCR, в свою очередь, являлись подразделениями Службы внешней документации и контрразведки (SDECE) созданной в первые послевоенные годы новой французской разведывательной спецслужбы. Основной задачей роты CAER в том конфликте были радиоразведка и радиоперехват.

После завершения войны в Индокитае большая часть личного состава CAER присоединилась к французским силам в Германии и влилась в 42-й полк связи, став солдатами и офицерами 708-й роты радиоперехвата и радиопеленгации. Следующим боевым эпизодом после Индокитая для французской радиоразведки стал Алжир. В период 1956–1962 годов 708-я рота, которая после реорганизации стала именоваться 708-й ротой связи, перехватывала радиосообщения Фронта национального освобождения в Алжире, Тунисе и Марокко.

Противостояние с Москвой

По прибытии из Алжира личный состав подразделения вернулся в 42-й полк и принял участие в холодной войне. Теперь основным вероятным противником стали гораздо лучше оснащенные, чем алжирские повстанцы, вооруженные силы стран Организации Варшавского договора, и прежде всего ВС СССР. В связи с этим 1 ноября 1967 года после серии различных реорганизаций был создан 708-й батальон РЭБ (708e BGE, впервые во французской армии появляется подразделение «электронной войны»). Его основной задачей было ведение радио- и радиотехнической разведки многочисленных источников электромагнитного излучения на территории ГДР и Чехословакии. Средства и личный состав батальона были развернуты в основном в Федеративной Республике Германии, объектами их работы стали РЭС подразделений Группы советских войск в Германии, а также союзных СССР войск ГДР и Чехословакии.

Объем работы батальона постоянно рос по мере насыщения войск потенциальных противников средствами связи и развития сети РЛС в странах ОВД. Поэтому 1 октября 1971 года 708-й батальон РЭБ был переформирован в 44-й полк связи. Стоит отметить, что спецификой французского понимания РЭБ на протяжении большей части холодной войны оставалось ведение радио- и радиотехнической разведки и радиоперехвата. Это касалось как сухопутных войск, так и ВВС и ВМС. Например, в состав Военно-морских сил Франции с мая 1977 года входило разведывательное судно Berry, оснащенное аппаратурой радиоэлектронной разведки и предназначенное для ведения радиотехнической разведки РЛС и средств связи кораблей и судов ВМФ СССР преимущественно в Средиземном море.

Развитие средств РЭБ

Радиоэлектронное подавление как важнейшая составляющая РЭБ стало частью французской концепции «электронной войны» только в 1980-х годах под влиянием анализа опыта ближневосточных (прежде всего арабо-израильских) конфликтов. Результатом стало появление в ВС Франции нового 54-го полка связи (нового, поскольку он получил номер старого 54-го полка связи, расформированного вскоре после окончания войны за независимость Алжира). В задачи полка вошли радиотехническая разведка и радиоэлектронное подавление.

Большое влияние на развитие французской концепции РЭБ оказала война в Персидском заливе. Она стала первым конфликтом высокой интенсивности с относительно неплохо оснащенным противником, в котором приняли участие французские вооруженные силы за несколько десятилетий (французское участие в войне получило название Operation Daguet). На основе полученного опыта была проведена ревизия взглядов на всю разведывательную деятельность, которая в организационном плане вылилась в создание в июне 1992 года Управления военной разведки Франции (DRM). Теперь эта подведомственная Министерству обороны служба стала ответственна за сбор информации, анализ и координацию разведывательной деятельности всех видов вооруженных сил Франции.

DRM после соответствующей реорганизации были подчинены все разведывательные подразделения. Так, 1 сентября 1993 года в составе Сухопутных сил была создана бригада разведки и радиоэлектронной борьбы (B.R.G.E.), позднее в 1998 году переформированная в бригаду разведки. Это соединение получило в состав 44-й (акцент на радиоразведку) и 54-й (акцент на радиотехническую разведку и РЭП) полки связи. Другими подразделениями и частями бригады разведки стали 2-й гусарский полк (одна из старейших воинских частей мира, ныне полк тактической и оперативной разведки), 61-й артиллерийский полк (полк артиллерийской разведки и корректировки, оснащенный БЛА типа SDTI), и 28-я географическая группа, подразделение военной топографии и картографии.

Флот и авиация

В составе Военно-морских сил (ВМС) Управлению военной разведки Франции подчинен корабль радио- и радиотехнической разведки Dupuy-de-Lome. Этот новый (вступил в строй в 2006 году) корабль впервые в истории французского флота спроектирован и построен специально для ведения радиоэлектронной разведки в интересах DRM. Радиоэлектронное оборудование Dupuy-de-Lome включает в себя две навигационные РЛС DRBN-38A, станции спутниковых систем связи «Сиракьюз» и «Инмарсат», станцию предупреждения о радиолокационном облучении и идентификации РЛС ARBR-21, комплексы радио- и радиотехнической разведки. Последние позволяют обнаруживать, пеленговать и проводить технический анализ излучений различных РЛС в диапазоне частот от 300 МГц до 90 ГГц, а кроме того, перехватывать, пеленговать и прослушивать сигналы систем связи (включая спутниковые) в диапазоне частот от 30 кГц до 100 ГГц. Корабль является частым гостям в акваториях различных конфликтов. Так, в апреле 2014 года Dupuy-de-Lome присутствовал в акватории Черного моря недалеко от берегов Крыма, ведя радио- и радиотехническую разведку российских сил, переброшенных на полуостров.

ВВС Франции включает 54-ю эскадрилью РЭБ, базирующуюся на Дюнкерк и имеющую на вооружении два самолета радио- и радиотехнической разведки C-160G Gabriel. Стоит отметить, что функции самолетов РЭБ в части радиоэлектронного подавления в составе ВВС Франции могут выполнять тактические истребители Rafale. Они оснащены встроенным бортовым комплексом обороны Thales Spectra, включающим подсистемы обнаружения в радиочастотном диапазоне источника угрозы, предупреждения о ракетной атаке, предупреждения о лазерном облучении и постановки активных и пассивных помех.

Наземную, воздушную, морскую компоненту Управления военной разведки дополняет космическая. Франция периодически обновляет группировку спутников радиотехнической разведки. К 2020 году планируется запуск спутниковой системы CERES (сокращение от фр. Capacite de Renseignement Electromagnetique d’origine Spatiale – «возможность разведки электромагнитного пространства»), которая будет состоять из трех или четырех микроспутников радио- и радиотехнической разведки.

Национальные особенности

Говоря об особенностях французской национальной школы РЭБ, необходимо прежде всего отметить ее явный акцент на разведывательную составляющую – радио- и радиотехническую разведку. Этому есть ряд объяснений.

Во-первых, исторический успешный опыт французской радиоразведки начиная с Первой мировой войны, через локальные конфликты XX века и заканчивая современным опытом антитеррористических операций в Африке.

Во-вторых, в ходе всех этих конфликтов французским ВВС практически не приходилось сталкиваться с необходимостью преодоления мощной ПВО противника с современными РЛС, а в единственном конфликте с французским участием, где такая необходимость была (война в Заливе), ПВО подавляла союзная американская авиация. Сейчас, когда Франция вернулась в военные структуры НАТО, возможность получения помощи со стороны эскадрилий РЭБ ВВС и ВМС США является ключевым фактором, сдерживающим развитие компоненты радиоэлектронного подавления в войсках РЭБ Франции.

В настоящее время важнейшим направлением развития войск РЭБ Франции считается совершенствование их возможностей по пеленгации и перехвату средств связи, используемых террористическими исламистскими группировками. Совсем недавно в Мали в ходе операций «Сервал» и «Бархан» два местных руководителя «Аль-Каиды» и движения «Ансарр Эддин» были ликвидированы французским спецназом благодаря работе французской радиоразведки – идентификации и пеленгации сотовых и спутниковых телефонов.

Еще одно важное направление французской школы РЭБ – разработка и производство станций постановки помех радиоуправляемым взрывным устройствам, вроде разработок компании Thales STORM-H и ECLIPSE. Они позволяют защищать колонны снабжения контингентов французских войск в Мали от подрывов радиоуправляемых фугасов. Для Франции, основная угроза национальной безопасности которой исходит от исламистов и которая не имеет выраженных военных угроз от высокотехнологичных держав, развитие средств радиоперехвата и радиотехнической разведки, а также средств постановки помех радиоуправляемым взрывным устройствам имеет приоритетный характер.

Однако поскольку Франция является крупным игроком рынка вооружений в области боевой авиации и военно-морской техники, у ее военной промышленности есть еще одна важная ниша в области техники РЭБ – разработка и производство бортовых комплексов обороны летательных аппаратов и боевых кораблей и судов. Соответственно две компании военно-промышленного комплекса Франции – Thales Group (бортовые авиационные системы ситуационной осведомленности и индивидуальной защиты ЛА) и Lacroix Defense and Security (корабельные системы отстрела ложных целей и ловушек для защиты от ракет и торпед с различными ГСН) – являются крупными игроками мирового рынка решений в области РЭБ в своих рыночных нишах. Однако в целом основная область специализации французского ВПК на мировом рынке техники РЭБ соответствует специфике национальной школы РЭБ – это разработка и производство систем радио- и радиотехнической разведки для авиационных, корабельных и наземных платформ.

Более подробно с историей создания, боевого применения и перспективами развития зарубежных сил и средств РЭБ можно ознакомиться в новой книге Центра анализа стратегий и технологий «Радиоэлектронная борьба: от экспериментов прошлого до решающего фронта будущего». 

Источник: "Независимая газета"